07.10.2008

Нужен ли пиар первого лица для порошка?

Готовясь к практикуму, который модерировала Елена Лобова на PR Конгрессе организованного UAPR впервые в серьез задумалась о зависимости пиара первого лица от рода деятельности компании, масштабов компании, типа управления. На размышления потратила несколько дней… работая в торговой компании, логично начала думать о своей отрасли.

И так, если вспомнить Wal-Mart или IKEA, то сразу же в голове всплывают яркие образы основателей этих компаний. Основатель IKEA является ярким примером того, как торговая компания выдерживает свои ценности экономия! Ведь несмотря на то, что не все помнят имя Ингвар Кампрад (основатель), большинство вспомнят о том, что он пользовался общественным транспортом, на своем примере демонстрируя ценности компании.

Рассмотрим украинский рынок. Сразу же всплывает фамилия – Костельман. Харизматичная личность, но его действия и проявления не всегда совпадают, да и не всегда ассоциируются с репутацией Fozzy Group. Или, например, Колодюк. Из того, что я читала о нем, у меня в голове всплывает образ, так любимый американцами «человек, который себя сделал сам». Сравнивая американских и украинских топов, явной становиться одна параллель – репутация первого лица, если он основатель, тесно связана с репутацией компании.

Теперь «МЕТРО». На сегодняшний день «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» - международная компания, которая работает уже в 31 стране. 45 лет назад ее основал Отто Байсхайм, сегодня миленький дедулька, у которого небольшой пакет акций на дивиденды от которых он и живет. Многие годы компания рассказывала о романтичной истории основания компании и ее основателе, до тех пор, пока это не утратило своей необходимости и актуальности. Кроме того, в некоторых случаях, ассоциация с г-ном Байсхаймом воспринималась не очень позитивно. И так, на сегодняшний день компанией управляют наемные менеджеры. Нужно ли их пиарить? Ведь работая по договору, они завтра могут быть направлены в другую страну…

Можно много рассуждать на эту тему пока мы не коснемся вопроса кризиса. Ведь во время кризиса именно топ компании – лицо, которое говорит от имени компании. А если у него не отстроена репутация, то, какое доверие имеют его слова? Топа должны знать, это безоговорочное правило для рынка B2B. Потому топ должен давать интервью, он должен быть членом (а еще лучше в руководстве) профильных и ассоциаций.

Кроме того интенсивность пиара компании и первого лица включительно значительно зависит от этапа развития компании. Например, 5 лет назад, когда «МЕТРО Кеш энд Керри» отстраивала свою репутацию и изменяла восприятие (предвзятое), о том, что компания – немеций агрессор, который раздавит местный ретейл, было необходимо гораздо больше усилий со стороны компании.

Хотя, о необходимости «держать руку на пульсе» свидетельствует ситуация с Apple. По рынку расползались слухи о том, что Стив Джобс смертельно болен. В случае с Apple бренд руководителя и компании неразделимы. Именно Джобс ассоциируется с инновациями, i-фонами и i-подами… свою стандартную конференцию по новинкам компании Джобс начал со слов «Я хотел бы начать свою презентацию с того, что слухи о моей смерти значительно преувеличены».

Что касается роли пиара первого лица для конечного потребителя (B2C). Возможно, потребителю и неважно, кто руководитель компании. Однако, если пару раз клиенты увидят, что топ носит туфли, которые продает, продукты, которые производит – это ли не лучшее доказательство того, что он верит в свой продукт и его качество. Просто, наверное, еще раз повторимся, будь-то пиар стирального порошка или первого лица должен четко следовать стратегии, целям и все-таки этическим нормам.

Комментариев нет: